В Казани уменьшилась обеспеченность жителей качественными торговыми площадями. Это связано с тем, что доходы населения выросли, а новые торговые центры перестали открываться.
В 2015 году не было открыто ни одного нового ТЦ. Из семи объектов, анонсированных к вводу в течение ближайших двух лет, запущен лишь один – ТЦ «Порт». При этом совокупная площадь всех объектов составила бы примерно 150 тыс. кв. метров. Казань в рейтинге российских городов по насыщенности торговыми центрами на 1 тысячу населения международной компании JLL опустилась на 32 место из 35 возможных. Сейчас на одного жителя Казани приходится 200 кв. метров качественной торговой площади (для сравнения, в Краснодаре — 808 кв. метров).
Тем не менее и в таких сложных условиях девелоперы находят возможности для диалога с продавцами.
Хорошую маркетинговую политику и активную работу по привлечению арендаторов проводит «МЕГА» – открылись первый магазин DeFacto, «Корд», Orby, Baon, планируется запуск Armani Exchange. Специальная концепция «МЕГИ» «Вкусный бульвар», которая пока запущена в «МЕГА Теплый стан» в Москве, в дальнейшем появится и в других моллах сети, а в Казани заработает уже в ближайшее время. Фактически «Вкусный бульвар» – это зоны общественного питания, объединенные с развлекательной составляющей. Такой формат должен вернуть трафик в торговые центры. Среди ритейлеров активно проявляет себя и «Детский мир», который в рамках благотворительного проекта открыл пять детских игровых комнат в Казани.
Хотя уровень доходов восстанавливается, средний чек продолжает оставаться низким. Наиболее комфортно себя чувствуют продуктовые ритейлеры, одежные и обувные операторы эконом-сегмента, продавцы детских товаров. Арендаторы продолжают переговоры о снижении арендных ставок. Сейчас аренда в торговых центрах Казани снизилась на 10-20%.
Генеральный директор компании M1 Solutions Марат Манасян отмечает: «К сожалению, часто практика необдуманного предоставления скидок и преференций приводит к ухудшению общего состояния торгового центра – снижению уровня оказания услуг, уходу арендаторов, снижению трафика посетителей. Иногда для успеха нужно провести ротацию внутри объекта, а также чуть больше внимания уделить маркетингу».
Источник: