Этническая идентичность в контексте толерантности



Одной из самых
цитируемых книг, опубликованных в России за последние пять лет (2011-2016 годы)
и посвященных этнической и гражданской идентичности, является обширное
исследование ведущего научного сотрудника отдела этнической социологии
Института социологии РАН Светланы Рыжовой «Этническая идентичность в контексте
толерантности» (35 цитирований в РИНЦ).

В монографии представлены результаты исследования
мобилизующих свойств этнической идентичности и обосновывается тезис об участии
этнической идентичности в процессах формирования общероссийской солидарности.
Межэтническая толерантность рассматривается как связующее звено между
процессами этнической мобилизации и становлением национально-гражданской
российской идентичности. Приводятся теоретико-методологические предпосылки
исследования этнической идентичности, предлагаются новые концептуальные подходы
к анализу этнической и этноконфессиональной идентичности.

Результаты исследований, изложенные в монографии, позволяют
заключить, что формирующаяся национально-гражданская идентичность россиян в
значительной степени опирается на этническую идентичность, которая служит
мобилизующим и вдохновляющим началом для национально-гражданской российской
консолидации. Положение К. Калхуна о том, что этническая идентичность является
средством передачи культуры и основой действия, подтверждается эмпирическими
исследованиями, которые обнаруживают, что актуализированная этническая
идентичность в значительной степени связывается с активистскими социальными
установками.

Исследования дают основание считать, что связующим звеном
между процессами усиления этнической идентичности и становления
национально-гражданской и государственной идентичности является установка
межэтнической толерантности, понимаемая как принятие (в той или иной степени)
культурного разнообразия социального пространства, отказ от применения насилия
в урегулировании межэтнических и межконфессиональных конфликтов и разногласий,
как взаимодействие на основе согласия или компромисса.

Идеология российской гражданственности, усилия элит по
формированию солидаризирующей российской идентичности не должны нивелировать
существующие в социальном пространстве РФ этнокультурные различия, а также
игнорировать тот факт, что Россия – страна с преобладающим русским населением.
Всероссийское репрезентативное исследование «20 лет реформ глазами россиян»
показало, что большая часть россиян воспринимает культурное многообразие России
двояко, усматривая в этом и преимущество для ее развития, и проблему. Данные
исследований свидетельствуют о том, что в стране актуальна проблема
формирования межэтнической толерантности. Стоит отметить, что толерантность к
культурному многообразию не означает этнической индифферентности. Позитивное
восприятие этнокультурных различий как основа толерантности и
национально-гражданской идентичности происходит в контексте осознания человеком
своей собственной этничности. Поэтому в процессах формирования
национально-гражданской, государственной идентичности с необходимостью будут
задействованы основания этнической идентификации, такие, как язык, общее
историческое прошлое, религия, элементы материальной и духовной культуры, а
также патриотические чувства любви к малой родине и России, к «своей» вере.

Результаты эмпирических исследований позволили убедиться в
том, что актуализированная этническая идентичность и сопряженная с ней
солидарность, соединенные с толерантной установкой и доверием к власти,
участвуют в формировании национально-гражданской идентичности. Риски
трансформации этнической идентичности по шкале толерантность–интолерантность
обусловлены тем, что социальные категории как элементы знания, с участием
которых происходит формирование и поддержание этнической идентичности,
приобретают для человека качество личной ценности, этим они актуализируют
этническую идентичность и управляют ее трансформациями.

Толерантная модель актуализированной этнической идентичности
характеризуется позитивной чувствительностью к социальной многокультурности и
внутриэтнической солидарностью, она предполагает умение непротиворечиво
существовать в плюралистической системе мировоззрений, находить баланс между
групповыми (культурными, религиозными) и личностными правами. Такая этническая
идентичность не противоречит формированию национально-гражданской идентичности.
При благоприятных социальноэкономических условиях и равноправном доступе
населения к ресурсам она может стать основой для национально-гражданской
интеграции.

Исследования обнаружили, что этническое самосознание
русских, формирующееся на базе актуализированной этнической идентичности и
солидарности, шире, чем в среде титульных народов, опирается на политические
категории и в меньшей степени связано с потребностями этнокультурного развития.
Так как русское этническое самосознание в значительной степени ориентировано на
государственные инициативы, то именно от государственной политики и озвученной
лидерами идеологии во многом зависит ориентация самосознания этнического
большинства – в сторону толерантности либо интолерантности, мультикультурных
ориентаций или этнического доминирования. Русские как этническое большинство РФ
обладают необходимым потенциалом позитивной межэтнической и
национально-гражданской интеграции. Практики формирования интегрирующей
национально-гражданской идентичности с учетом этнической вместе с равноправным
доступом к ресурсам эффективны при обеспечении доверия населения к институтам
власти. Восстановление православной идентичности и рост влияния церкви
свидетельствуют о потребности в восстановлении ценностных основ российского
самосознания и обретении позитивных консолидирующих символов.

Литература

Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности / С.В. Рыжова.
М.: Альфа-М, 2011. 280 с. ISBN 978-5-98281-303-9

Источник: http://psypress.ru/articles/

Самое популярное издание по психологической безопасности образования


Самым цитируемым изданием по психологической безопасности
образования по данным Российского индекса цитирования является монография под
редакцией И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды» (89
цитирований). Издание подготовили профильные подразделения Психологический
институт Российской академии образования, Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцен и Московский государственный
психолого-педагогический университет.

В монографии рассмотрены основные понятия психологии
безопасности как теоретической основы для создания, управления и экспертизы
психологической безопасности образовательной среды. Особое внимание уделено
проблеме защищенности участников образовательной среды от психологического
насилия. Определены теоретические основания для использования психотехнологии
обеспечения психологической безопасности в образовательной среде и приведены
конкретные примеры таких программ. Издание предназначено для студентов,
магистрантов, аспирантов педагогических университетов для углубления знаний по
педагогической психологии, знакомства с инновационными технологиями
сопровождения образовательной среды, а также всем интересующимся – для
приобретения профессиональной компетентности в области создания, диагностики и
поддержания психологической безопасности образовательной среды, снижения уровня
психологического насилия во взаимодействии участников образовательной
среды.

С книгой можно ознакомиться по
ссылке.

Источник:
http://elibrary.ru/item.asp?id=20102988

Источник: http://psypress.ru/articles/

10 его мыслей о твоих новых джинсах


Sarah Jessica Parker Jordache jeans ads

1. «Хмм, это определенно джинсы!»

Многие мужчины не имеют понятия о десятках типов джинсов, но они, разумеется, могут отличить их от других типов одежды. Это как с пауками: ты Читать далее «10 его мыслей о твоих новых джинсах»

7 событий в сексе, которые раздражают мужчин


Legion-Media

1. Эрекция случается гораздо чаще, чем считают девушки

Идеальный расклад «один акт — один подъем» бывает разве что в первую брачную ночь или в начале весьма эмоциональных отношений. Читать далее «7 событий в сексе, которые раздражают мужчин»

Как правильно признаваться в любви? Записка пятиклассника


GettyImages

Это любовное письмо пришло племяннице одного из участников форумов на сайте reddit.com. Сразу обращают на себя внимание сердечки над буквой i, а также красноречивые сравнения. Новое поколение Читать далее «Как правильно признаваться в любви? Записка пятиклассника»