Психология взаимодействия старших и младших детей в семье


Представляем вашему вниманию статью, приуроченную
ко Дню защиты детей. Психолог Катерина Дёмина пишет о том, почему не стоит
перекладывать на старших детей ответственность за воспитание
младших. 

Первое противопоказание к тому, чтобы оставлять малышей на попечение старших,
если разница в возрасте менее 12 лет: они физически не могут
справиться. Приглядеть несколько минут, пока мама готовит ужин, — да. Но
не гулять одним, не оставаться дома более чем на 5 минут. Если разница в
возрасте 12 лет и больше, можно использовать старшего в качестве полноценного
бебиситтера. Но только по договоренности и за плату. Одно дело — в поиграть с
младшим тогда, когда тебе хочется. И совсем другое — взять на себя
ответственность за безопасность другого человека.

У подростка обычно свое, довольно напряженное расписание,
которое включает в себя школу, личную жизнь, спорт и дополнительные
кружки.  Если родители рассчитывают на него как на полноценную
рабочую единицу, они должны компенсировать затраты. Это могут быть деньги
или дополнительные удовольствия («Ты отпускаешь нас с папой вечером в кино, а
мы за это везем тебя на каток в воскресенье»), какая-то дорогая покупка. 
С другой стороны, у всех есть свои обязанности в доме, поэтому «заниматься с
младшим» может быть частью домашней работы. Но все это должно быть проговорено:
сколько часов в день и по каким дням. Автору статьи этот подход кажется
более здоровым, чем платить деньгами.

Самое главное, что необходимо держать в голове родителям, — старшие дети не
виноваты, что вы родили себе еще наследников и не рассчитали силы. В первую
очередь, воспитание и присмотр за детьми — это обязанность
родителей. Старшие дети могут помогать, могут делать это добровольно и с
удовольствием, но ответственность — только на родителях. А часто видишь (с
огромным сожалением, сочувствием и желанием немедленно вмешаться), как старших
наказывают, ругают за проблемное поведение младших, что тот испачкался или
упал, или потерялся. «Тебе же велено было следить! Ты куда смотрела?!». И как
часто в терапию приходят потом эти ответственные, очень заботливые, очень
внимательные девочки, у которых почему-то не получается завести собственных
детей. Потому что на самом деле внутри у нее есть знание: «Дети — это
непосильная ноша». Поэтому родителям стоит рассчитывать свои силы, прежде чем
задумываться о втором и третьем ребенке, а если детей уже больше одного, то
необходимо равномерно уделять внимание каждому из них. Пусть каждый
родитель помнит о том, что дети, как никто другой, нуждаются в их заботе и
любви!

Источник:
https://mel.fm/author/katerina-demina

Источник: http://psypress.ru/articles/

Как обида влияет на здоровье и жизнь человека


Руководитель Центра Психологии Самореализации
и психолог-психотерапевт Екатерина Светоч пишет о том, как обиды влияют на
общее благополучие человека. Чувство обиды самым тесным образом связано с
чувством вины. Если человек обижает вас, сознательно или бессознательно, оба
оказываются виновными в том, что не соответствуют ожиданиям друг друга. То есть
страдают обе стороны конфликта. 

Причины обид 
Чаще всего обижаются на близких, любимых людей. Так как никому не придет в
голову обижаться на грабли, ударившие в лоб, или на министра, принявшего не тот
закон. Но на своих близких, которые могут прочувствовать нашу обиду, то есть
осознать, что они в чем-то провинились, попытаться исправиться, мы обижаемся
при любом удобном случае. Такие конфликты в семье приводят к настолько сильному
ухудшению отношений, что все могут разделиться на два лагеря: один принимает
сторону обидчика, а другой – обиженного. В таком случае страдают не только два
человека, непосредственно контактирующих в данных обстоятельствах, но другие
члены семьи. А это может повлечь за собой еще большее разрастание
конфликта.

Чем чаще человек обижается, тем больше происходит случаев в
его жизни, ведущих именно к этому состоянию. Так как он предъявляет к окружению
завышенные требования, после чего начинает усугублять свое состояние мыслями,
мол: «Никто меня не любит и не понимает». Ему все сильнее кажется, что все
вокруг виноваты в его проблемах и неудачах. Поэтому в первую очередь стоит
поменять именно свое отношение к людям, к их личностным качествам, и понять,
что мир вокруг вряд ли изменится. И если не сменить свой взгляд на ситуацию, то
дальше будет только хуже. 

Психология обиды 
Попробуйте написать список тех положительных качеств, которые, по вашему
мнению, должны быть у обидчика. Возможно, вы увидите, что совмещение их в одном
человеке просто нереально. 

Когда вы пытаетесь вызвать в человеке чувство вины за то, что он вас обидел, не
правильно повел себя в какой-то ситуации, ваши требования не воспринимаются
буквально, оппонент пытается оправдаться, приводя довольно сносные аргументы в
защиту своего поступка. Все это потому, что вы просто разные люди и
воспитывались в разных условиях. Ваш жизненный опыт различен. Именно поэтому
поведение обоих в одинаковой ситуации будет отличаться. А вы, обижаясь, и не
желая принимать другую точку зрения, только ведете к ухудшению отношений между
вами, а также к собственным психосоматическим заболеваниям. 

Польза или вред 
Чувство обиды, являясь просто одной из эмоций, которые во множестве
сопровождают нашу жизнь и помогают приспосабливаться друг к другу и понимать
чужие потребности, тем не менее, может сыграть довольно злую шутку. Необходимо
работать с этим чувством с помощью оздоравливающего размышления над ситуацией
обиды, управлять своими эмоциями, чтобы сохранить здоровыми свой организм и
отношения с окружающими людьми! 

Истчоник: https://postnauka.ru

Источник: http://psypress.ru/articles/

Как позитивное мышление портит нам жизнь


В современном мире очень часто можно услышать
фразы: «будьте оптимистами», «ищите в неудачах положительные моменты» и все в
этом роде. Позитивное мышление с каждым днем набирает популярность. Читать далее «Как позитивное мышление портит нам жизнь»

Стоит ли слушать музыку при выполнении интеллектуальной работы?


Исследователи Британского
психологического общества выявили, может ли музыка помочь продуктивному
выполнению той или иной работы. Читать далее «Стоит ли слушать музыку при выполнении интеллектуальной работы?»