Предотвратить аутизм: роль раннего вмешательства


Существует множество доступных способов раннего вмешательства и
терапии аутизма, но лишь некоторые из них имеют научное обоснование.
По мнению австралийских ученых, в последнее время
результативность ранней помощи при аутизме все чаще становится объектом научных
исследований. Различные методики для родителей и способы терапии, направленные
на развитие навыков социальной коммуникации у детей, стали проверяться с
помощью большого количества рандомизированных контролируемых испытаний.

В большинстве стран Запада аутизм диагностируется в возрасте
от двух до пяти лет, когда становятся заметны поведенческие симптомы. Но не
означает ли это, что из-за задержки упускается ценнейшая возможность раннего
вмешательства? Известно, что чем раньше начинается терапия, тем на больший
положительный результат можно рассчитывать.

Группы ученых по всему миру стали изучать возможности
раннего вмешательства при работе с детьми из группы риска: это младенцы с
ранними признаками аутизма и сиблинги детей с диагностированным аутизмом,
которые также имеют 20% риск развития аутизма (для сравнения – в среднем риск
аутизма составляет около 1%).

В 2014 году
команда исследователей из США опубликовала работу, в
которой сообщается об успешном использовании обучающих программ для родителей.
Ученые наблюдали группу детей с ранними признаками аутизма, такими как
сниженная мотивация и навыки общения, до достижения ими возраста трех лет,
когда аутизм можно уверенно диагностировать или исключить. Почти все дети в
этом исследовании показали хорошие результаты, хотя размер выборки был очень
небольшим: терапию завершили 7 детей. Еще одно важное замечание: детей для
участия отбирали не случайно, поэтому мы не можем быть уверены, что результат
был получен благодаря терапии. 

В начале 2015 года
группа ученых из Великобритании опубликовала результаты
исследования детей из группы риска, у чьих сиблингов диагностирован аутизм. В
исследовании приняли участие 54 родителей с детьми, отобранные случайным
образом, часть из которых приняла участие в терапевтической программе, тогда
как с другими никакой терапии не проводилось. Наблюдение за детьми проводилось
только до достижения ими возраста 14 месяцев, что слишком рано, чтобы судить о
том, развился ли у них аутизм. Но результаты исследования вызывают интерес. По
сравнению с теми, к кому терапия не применялась, группа детей, участвовавших в
новой терапии, демонстрировала прогресс в навыках социального поведения.
Младенцы, участвовавшие в терапевтической программе, обращали большее внимание
на родителей во время игры, а сниженное внимание к взрослым является верным
признаком появляющегося аутизма. Кроме того, оценка общительности, проведенная
в игровой форме незнакомым взрослым (способ оценки риска развития аутизма) у
этих детей была несколько выше.

Участвовавшие в программе младенцы проявили большую
способность к контролю внимания (или скорости обработки зрительной информации).
Этот показатель оценивается с помощью быстрой демонстрации изображений на
экране компьютера: с помощью технологии отслеживания движений глаз
исследователи определяют, насколько быстро дети могут переводить взгляд с
одного изображения на другое. Ранее было показано, что у детей, не
справляющихся с этой задачей, впоследствии выявляют аутизм. Это исследование
является пилотным, в нем приняло участие относительно небольшое число семей.
Младенцы, которые приняли в нем участие, еще слишком малы, чтобы подтвердить
или исключить у них аутизм. Для исследования отобрали детей, у чьих сиблингов
диагностировано расстройство, следовательно, у большинства из них (около 80%)
вряд ли разовьется аутизм даже без специальной терапии. Тем не менее, это
исследование показывает, что терапия в первый год жизни может помочь детям из
группы риска по аутизму.

Эти и некоторые другие исследования ранней терапии аутизма –
пока только пилотные работы. Но на их основе уже проводятся следующие. Уже
сейчас понятно, что ограничения, связанные с аутизмом, не должны быть бременем
всей жизни. Терапия в течение первых лет жизни, непрерывное образование и
поддержка в детстве и взрослой жизни должны помочь людям с расстройствами
аутического спектра.

Источник:
Elsevier SciTech Connect

Источник: http://psypress.ru/articles/

То, как вы говорите с младенцем, влияет на развитие его социальных навыков


Когда ребенок совсем мал, родители следят, чтобы он был сытым,
чистым и достаточно спал. Но оказывается, уже в этом возрасте можно развивать
навыки общения. Многочисленные исследования показывают, что социальные Читать далее «То, как вы говорите с младенцем, влияет на развитие его социальных навыков»

Читайте с удовольствием, это помогает развивать социальные отношения

Если вы не можете оторваться от интересной книги, это
повышает вашу способность взаимодействовать с другими людьми и увеличивает
эмпатию. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного британским
Агентством чтения.
Оказалось, что чтение с удовольствием помогает получать удовольствие и от
социального взаимодействия. Детям чтение помогает развивать способность
понимать эмоции. Ученые отмечают, что в целом чтение связано с удовольствием,
отдыхом и эскапизмом.

Исследование, в котором приняли участие 4000 взрослых
британцев, показало, что люди, которые регулярно читают для собственного
удовольствия, реже испытывают стресс или депрессию, имеют более высокую
самооценку, легче преодолевают трудности и лучше спят.

Ученые ссылаются на результаты другого исследования,
проведенного в Германии. Дети в возрасте от семи до девяти лет приходили после
школы на литературные занятия, где читали и обсуждали детские книги с
эмоциональным содержанием. Было обнаружено, что эти занятия привели к
увеличению словарного запаса, знаний и понимания эмоционально окрашенных
ситуаций. Установлено, что занятия развили способность распознавать
замаскированные чувства, причем больше помогли мальчикам, чем девочкам.
Исследователи заключили, что чтение тесно связано с пониманием собственной
идентичности и помогает понять точку зрения другого.

Источник:
BBC

Источник: http://psypress.ru/articles/

E-learning в школе: что требует электронное обучение от участников образовательного процесса

Элементы е-learning, или электронного обучения, давно стали
частью образовательного процесса. Ученики ищут нужную информацию в интернете,
используют электронные учебные материалы, многие дистанционно взаимодействуют Читать далее «E-learning в школе: что требует электронное обучение от участников образовательного процесса»

Лето учителя: как отдохнуть от стресса


В самом разгаре каникулы у школьников, но
многие учителя и в отпуске продолжают переживать, вспоминая последнюю учебную
четверть. Некоторые чувствуют истощение. У кого-то вызывает тревогу новый
учебный год. Джуди
Виллис, невролог, в прошлом классный руководитель в школе предлагает
несколько простых советов, помогающих настроиться на хорошее и пополнить запас
жизненных сил, чтобы ждать нового учебного года не с тревогой, а с
предвкушением успеха.

Многие учителя чувствуют ответственность за проблемное
поведение учеников, переживают, что не смогли глубоко охватить все необходимые
темы и не нашли подход ко всем ученикам. Если это о вас, то вы не одиноки.
Талантливых и преданных своему делу педагогов, которых угнетает возрастающие
требования и уменьшающиеся ресурсы, становится все больше и больше. Учителя,
которые сомневаются в своей способности справляться со всеми возлагаемыми на
них задачами, часто стараются соответствовать самым высоким стандартам. Пусть
неуверенность в своих силах не мешает вам настроиться на лучшее, она вовсе не
означает, что вы плохой учитель.

Сначала немного теории о нашем мозге: все воспоминания
хранятся с помощью нейронов, которые образуют связи друг с другом, благодаря
этому мы держим в голове мысли и идеи. Пластичность нервной системы позволяет
мозгу менять свою работу, усиливая воспоминания и эмоции, которые мы часто
испытываем. Нейроны проводят по своим отросткам – аксонам и дендритам –
электрические импульсы. Пластичность нервной системы – это ответ мозга на
собственную электрическую активность. Чем больше активность сети нейронов, тем
более мощные и быстрые соединения между нейронами образуются. Не зря говорят,
что повторение – мать учения. Именно благодаря нейропластичности мы можем
осваивать новые навыки. Но нейропластичность влияет еще и на эмоции.


В условиях частого стресса и постоянных переживаний и
разочарований мозг привыкает легко переходить в стрессовый режим.  Если вы
неоднократно испытывали чувство неудачи в классе, мозг создал связи между
нейронами, погружающие вас в стресс. Но вы можете «перезагрузить» ваш мозг и
укрепить межнейронные связи, поддерживающие вас в уверенном и оптимистичном
состоянии. Главное оружие для этого в вашем мозге уже есть, это вещество под
названием дофамин.

Если вы достигли цели и почувствовали удовлетворение – это
значит, у вас увеличился уровень дофамина. Благодаря ему вы чувствуете
удовольствие и мотивированность. Поставьте достижимые цели, и вы дадите себе
возможность почувствовать удовлетворение. Планируйте мероприятия, быстро
приносящие результат. Так вы укрепите нейронные связи, настраивающие вас на
позитив. Сейчас не время бросать себе вызов и браться за то, что кажется
важным, но не вызывает энтузиазма, как, например, диета. Лучше возьмитесь за
любимые дела, которые создадут у вас чувство достижения. Сажайте цветы,
займитесь лепкой из глины или кулинарией, танцами или боевыми искусствами.
Когда вы добьетесь успеха в новом деле, дофаминовый ответ заставит вас
почувствовать удовлетворение. Новые усилия, которые приводят к вознаграждению,
будут способствовать развитию новых нейронных сетей, благодаря которым вы
будете ждать положительных результатов. Каждый раз, когда вы достигаете цели,
усиливаются нейронные связи, настраивающие вас на позитивный лад, который
останется с вами и когда вы вернетесь в класс.

Источник:

  • Willis J. Science of stress: how neuroscience can help teachers
    switch off this summer // The guardian. Sunday 2 August 2015 07.00
    BST

Фото:
http://www.radteach.com/

Источник: http://psypress.ru/articles/